Если вы понимаете 100% на слух фильмы, песни и другую неадаптированную речь носителей языка, можете дальше не читать. Если же вам еще есть куда расти, чтобы понимать не только отдельные слова и фразы, то сегодняшняя статья вам может быть очень полезной.
Итак, что же делать, чтобы понимать речь на слух?
Как можно больше слушать! Капитан очевидность, скажете вы? Да я согласна!
Но постоянно получаю вопросы в личку, Лиана, я смотрю фильмы, а ничего не понимаю, что мне делать? На мой вопрос, а раньше что слушали, как слушали, оказывается, что ничего.
Ну а с чего бы тогда фильмы бы сразу стали понятны?
Нужно слушать, чтобы понимать речь на слух, но не всё равно что, а выполнять для этого определенные упражнения.
Упражнение первое.
- Выберите недлинное аудио или видео – минуты 2-3. Вот, такая последовательность для работы с ним:
Сначала просто слушаем, никуда не глядя
Читаем отдельно текст, переводим, разбираем, где откуда какой артикль-предлог взялся – работает с текстом до тех пор, пока не скажете, ну теперь мне всё понятно.
Слушаем, глядя в текст - на этом этапе задача просто разглядеть, опознать то, что слушаете, и что написано в тексте. Ведь наверняка у вас были такие ситуации, аудио непонятно, читаешь текст к нему – понятно почти каждое слово! Вот сводим это в единую картину.
Слушаем без текста – и после этой проделанной работы попробуйте слушать не глядя в текст, чтобы проверить насколько он теперь понятен, когда каждое слово знакомо по смыслу и уже известно, как оно произносится.
Такое упражнение займет у вас минут 20-30, несмотря на то, что видео всего 2-3 минуты. Но оно того стоит.
Вот у меня для вас новое видео, которое записал Дэвид, попробуйте сделать все эти шаги, напишите в комментариях впечатления.
- Усложняем задачу – текст составляем сами
Этот способ подойдет прежде всего тем, у кого как минимум средний уровень знаний. На этот раз предлагаю записать текст самостоятельно. Опять же выберите 2-3 минутное видео, первый раз прослушайте до конца не нажима на паузу, пытаясь понять, о чем же оно. А дальше – нажимайте на паузу, вслушивайтесь, пишите текст – скрипт – к этому видео. Дальше сравниваем себя с этим текстом.
Опять же, не пугайтесь, что на работу с 2минутным видео у вас может уйти 20-30 минут. Это нормально! Лучше потратить 20 минут сейчас, чем красиво хлопать глазами, когда нужно будет понимать реального собеседника.
Для этой цели мы записали для вас еще одно видео. Обычно мы пишем тексты к видео только для заданий онлайн-тренинга «Эпидемия английского», но сегодня я открываю доступ к этому видео для всех – потому что я хочу, чтобы как можно больше людей понимали неадаптированную речь на слух!
В следующем письме будет текст к этому видео, пока пробуйте написать сами.
- Просто слушать (своего уровня)
Если вы регулярно выполняете пункт номер один, то имеет смысл упростить себе задачу. Просто слушать аудиоматериалы, адаптированные, интересные, ничего при этом не делая. Для этого отлично подойдет время в транспорте, за рулем, в очередях и прочем ожидании.
Важный момент! Не пытайтесь сразу слушать неадаптированные произведения. Зачем? Представьте, второклассник решил учиться по вузовским учебникам, потому что быть в начальной школе не круто, он об этом в интернете читал. Или более опасный пример – пришел дрыщ в спортзал, скоро лето, он тоже хочет кубики на прессе. И берет самый тяжелый вес. Хорошо, если не убьется! Вот и вы не ставьте себе такие амбициозные задачи. Начинаем с простого, шаг за шагом, повышаем планку.
Подойдут адаптированные аудиокниги, аудиосказки, биографии и так далее. Слушайте то, что вам процентов на 80 понятно без всяких текстов. Если не понятно, или возвращайтесь к пункту 1 или понижайте уровень. Вы нам еще пригодитесь!
В группе в контакте я периодически выкладываю аудио, вот например Гадкий утенок для начинающих и детектив для среднего уровня и выше.
- В фоновом режиме
Если вы уже сделали пункты 1, 2, 3, а время еще осталось, только в этом случае имеет слушать что-то, что не так понятно в фоновом режиме – новости BBC, фильмы, передачи и так далее. Но не как основную активность для понимания речи на слух!
То же самое касается фильмов – если уже всё сделали, и по-прежнему охота заниматься английским, можно и посмотреть. Но всё-таки и снова обращаю ваше внимание, что смотреть фильмы – не самый эффективный способ освоить язык. Об этом недавно записывала короткое видео, если еще не смотрели, вот оно.
Кстати, слушать полезно не только для улучшения навыка восприятия речи на слух, но также не повредит запоминаю новых слов, фраз целиком, общей выносливости в изучении английского, благодаря которой будет запоминаться больше, надолго.
Поэтому призываю вас! Выйдет свободный вечер, захочется проверить, а как там мои друзья на фейсбуке или в контакте (мы все знаем, сколько времени на самом деле на это уйдет), остановите этот порыв! Слушайте английский! Потом и друзьям похвастаетесь своими успехами. Хотя, что там хвастаться, можно же просто помочь – перешлите это письмо тем своим друзьям, кто учит английский. Может, и они до сих пор смотрят фильмы или слушают новости в надежде на чудо…